Обратный звонок

+7 (988) 241-37-89, +7 (989) 80-80-829

г. Краснодар, проезд имени Репина, 36

Уголок для родителей

Развитие связной речи (в общении, игре)
31.07.2018

Развитие связной речи у малышейРазвитию связной речи у малышей зачастую не уделяется достаточно времени. Мамы предпочитают развивать творческие способности малыша, его логическое мышление и иные качества, наивно полагая, что со временем ребёнок сам научится правильно строить предложения, подражая родителям и другим взрослым. Однако развитие речи у детей – сложный процесс, который редко происходит гладко без работы с ребёнком.

Виды связной речи у дошкольников

Говоря о связной речи подразумевают логичное, размеренное и последовательное изложение своих мыслей, без отвлечения на несущественные детали, с использованием подходящей интонации.

Выделяют два типа связной речи:

  1. используемая при диалоге;
  2. используемая в монологе.

Первый тип предполагает умение быстрого и чёткого формулирования вопросов и ответов на вопросы собеседника.

Второй тип предполагает чёткую связную повествовательную речь, умение донести до собеседника суть истории без пространственных рассуждений.

Оба эти качества необходимы грамотному человеку, поэтому, чтобы создать прекрасную базу малышу в будущем, необходимо с раннего возраста заниматься формированием основ связной речи.

Способы речевого развития

Развитие связной речи у малышей начинается в возрасте около трёх лет – именно тогда у ребёнка формируется достаточный словарный запас для построения простых предложений. Начинается освоение диалогической формы речи, чему способствует общение с родственниками – ребёнок отвечает на вопросы взрослых и задаёт свои. Иногда поток вопросов кажется нескончаемым, однако прерывать его ни в коем случае не стоит, ведь формирование навыка происходит именно при повторении. Для освоения данного вида речи малышам необходимо:

  • Часто слышать грамотную разговорную речь.
  • Участвовать в беседе со взрослыми – родители должны вовлекать малыша в беседу, побуждая отвечать на заданные вопросы и не игнорировать вопросы, заданные ребёнком. Аналогично поступают и воспитатели в детском саду. Именно в этом случае ребёнок поймёт структуру диалоговой речи и научится её применять в жизни.
  • Участвовать в разговоре сверстников – взрослые должны создать малышу необходимые условия, побуждающие его к общению с другими детьми. Родители для этого должны приводить своего ребёнка на многолюдную детскую площадку или ходить в гости к друзьям с малышами близкого возраста, и не препятствовать взаимодействию ребёнка с другими детьми. В детском саду общение побуждают групповыми заданиями, когда для получения хорошего результата требуется участие каждого члена группы.
  • Повторять слова и фразы за взрослыми (будь то родители или воспитатель) – если ребёнок сам не стремится это делать, к этому его следует подталкивать.

Развитие связной речи у ребёнкаНемного позже малыш будет познавать и монологическую форму речи – придёт время, когда он сам захочет о чём-то поведать. Произойдёт это тем раньше, чем чаще он будет слышать монологическую форму – это чтение или повествование сказок (возможно, выдуманных родителями) или рассказы о жизненных событиях (воспоминания родственников, или даже рассказ о том, как прошёл их день). Для развития данного вида речи помогут такие занятия, как:

  • описание картинки;
  • пересказ сказки;
  • наводящие вопросы, требующие развёрнутого ответа (например, «Как прошёл твой день?», «Что ты делал на прогулке?», «Что нового ты сегодня узнал?»).

Большое значение для формирования и развития речи имеет чтение. Сначала это чтение ребёнку взрослым, а со временем и самостоятельное прочтение произведений. Через книги ребёнок познаёт культуру русского языка, увеличивает запас знакомых слов и учится строить предложения грамотно.

Читать также: Как помочь ребёнку полюбить читать книги

Перейти на Главную