Обратный звонок

+7 (988) 241-37-89, +7 (989) 80-80-829

г. Краснодар, проезд имени Репина, 36

Уголок для родителей

Нужен ли ребёнку детский сад?
08.07.2016

Адаптация ребёнка к детскому садуДошкольное детство – это очень короткий и яркий период в жизни каждого ребёнка.  Вместе с тем этот период очень важен в развитии личности будущего взрослого человека. Период бессонных ночей позади. Ваш ребёнок становится более подвижным, ему необходимо больше общения со сверстниками. Перед многими родителями встаёт вопрос,  в каком возрасте нужно и можно отдавать своего малыша в детский сад?  Для многих детей этот период бывает очень не простым и далеко не все готовы к этому событию.

Знакомство ребёнка с миром, просто необходимо, так как каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих сверстников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, первый опыт самостоятельности (быть без мамы), умение делиться игрушками, понимать других людей, приобретает первые навыки самообслуживания и т. д. Этот период очень важен для будущего становления школьника, так как в детском саду проходят занятия по развитию всех познавательных процессов ребёнка. Поэтому, с точки зрения психологии, детский сад вашему ребёнку просто необходим.

Однако, смена привычной обстановки, для маленького ребёнка, часто является трудной задачей и может привести к стрессу. В чём же проявляется стресс? В чём сложности адаптационного периода? 

Сложности адаптации ребёнка к детскому саду и их проявление

В период адаптации (привыкания ребёнка к детскому саду) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда даже повышается температура. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается брать ложку в руки. Понижение аппетита, отказ от сна,  изменение эмоционального состояния, часто приводят к снижению иммунитета, к ухудшению физического здоровья ребёнка. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему «садовского» воспитания в целом. Психологи же объясняют, что сложности, с которыми сталкиваются родители, являются нормой в период адаптации ребёнка к детскому саду.

Специалисты выделяют лёгкую, среднюю и тяжёлую степени адаптации. При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние ребёнка длится недолго и в течение двух-трёх недель и по мере привыкания ребёнка к новым условиям всё нормализуется. 

Адаптация средней тяжести протекает более длительно, как правило, может занимать целый месяц. На протяжении этого периода, кроме выше перечисленных проблем, ребёнок может заболеть острыми респираторными инфекциями, которые необходимо лечить. Часто родители считают, что именно в детском саду подрывается иммунитет ребёнка. На самом деле,  ваш малыш может «подхватить» вирусные инфекции не только в детском саду, но и на детской площадке или по дороге в детское учреждение. Всему виной стресс, который испытывает ребёнок в новый период (привыкание к детскому саду). А именно стресс является главной причиной снижения иммунитета ребёнка.  На этом этапе, родителям необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и принять меры по поддержанию иммунитета ребёнка. Кроме физического здоровья родителям необходимо помнить и о психологическом настрое. Очень важно эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу. Так как дети очень сильно чувствуют тревожность родителей и не понимают, зачем меня ведут туда, где бояться оставлять?

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно. Занимает она иногда несколько месяцев. Это тяжёлый период и для родителей, и для ребёнка. В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, либо проявляют стойкие эмоциональные нарушения (плач, истерики). Так же проявляются стойкие нарушения в поведении ребёнка (отказывается идти в детский сад, говорит, что его там  «все обижают», подолгу может не отпускать маму и не заходить в группу, проявлять агрессию по отношению к сверстникам и т. д.). В этот период ваша задача набраться терпения и довериться педагогам группы, у которых есть опыт общения с тяжело адаптирующимися детьми. Необходимо помнить, что строгих рамок длительности адаптации не существует, так как каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности.

Адаптация детей к детсадуОт чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

  • От возраста ребёнка. Труднее всего адаптируются дети в возрасте от 1 года до 2,5-3-х лет.
  • От состояния здоровья и уровня развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • От индивидуальных особенностей.  Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
  • От уровня тренированности адаптационных механизмов. Малыши, которые до поступления в детский сад посещали родственников, знакомых, меняли привычную домашнюю обстановку, легче адаптируются в новых условиях.
  • От опыта общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, кушать, убирать за собой игрушки и т. д.).

Что же должны делать родители?

  •  Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада, в который вы поведёте малыша, и максимально приблизить условия в семье (более ранний подъём, время дневного сна и приёма пищи).
  • Немалую роль в процессе привыкания к детскому саду играет осведомлённость ребёнка о том, что же это такое «детский сад»? Поэтому, прежде чем начинать регулярно посещать детское учреждение, вам следует прийти с ребёнком заранее в садик. Походить по территории, познакомиться с помещениями (спортзал, актовый зал), познакомиться с группой (спальня, игрушки). Не спешите, при необходимости, это можно сделать несколько раз.
  • Для того чтобы преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя отчество воспитателя и придя в сад представить кроху и воспитателя друг другу.
  • Не забывайте, что первое время пребывания ребёнка в детском саду очень индивидуально. Однако не следует в первый же день ребёнка оставлять надолго. Психологи рекомендуют в 1-й и 2-ой день оставить малыша на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке и вместе с ребёнком провести время на прогулке с группой, затем поведите ребёнка домой обедать. 
  • Находиться в первые дни с ребёнком в группе, кормить его, укладывать спать не стоит. Во-первых, ребёнок должен знать, что это прерогатива воспитателя, во-вторых, вы будете мешать  другим детям. Впервые сталкиваясь с необходимостью лечь спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы,  ребёнок, безусловно, переживет негативные эмоции. Они могут быть даже сильнее переживаний, связных с посещением самого детского сада.  Даже многие взрослые сталкивались с  определённым дискомфортом при засыпании на новом месте.  Дело в том, что когда мы засыпаем, мы теряем контроль над окружающим миром, а это приводит к снижению чувства безопасности и повышению уровня тревоги. Поэтому многие дети так болезненно привыкают к дневному сну в детском учреждении. В связи с этим психологи не рекомендуют в  первую неделю оставлять ребёнка на дневной сон в детском саду. 
  • С 3-го по 6-ой день – заберите ребёнка сразу после обеда, до сна. Придя домой обязательно положите его спать.  Со второй недели посещения детского сада, ребёнок должен уходить домой в полдник, то есть после дневного сна.  Если проблемы с дневным сном всё же возникают, можете воспользоваться следующими советами: можете принести из дома «мамозаменитель». Это может быть любая любимая игрушка или вещь ребёнка, его любимая пижама, шапочка и т. д. В общем, любой предмет, с которым кроха хорошо знаком. Взяв с собой в кроватку такой предмет «из дома», ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и быстрее привыкнет к дневному сну в детском саду.
  • Всегда помните, что выше перечисленные трудности не являются катастрофой и встречаются при нормальной адаптации на второй неделе посещения детского сада.
  • Только лишь на третьей неделе можно оставлять кроху на целый день. Данные рекомендации по времени пребывания ребёнка в детском саду общие, всегда нужно помнить, что все дети разные и каждому необходим индивидуальный подход. Тут вы можете прислушаться к своей интуиции и к совету воспитателя. Главное в этот период посещать детский сад ежедневно.
  • В период адаптации необходимо быть к ребёнку очень внимательным и чутким. Ни в коем случае не задавайте ребёнку вопросов: «Тебя там не обижали? Дети с тобой играли? Воспитательница тебе понравилась?» и т. д.  Ребёнок ещё слишком мал, чтобы сделать соответствующие выводы. Лучше спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили?», «На завтрак была каша или яичко?», «С кем ты сегодня играл?».  Мироощущение вашего ребёнка полностью зависят от ваших эмоций. Вы являетесь для него главным человеком в жизни, именно родитель должен «показать» ребёнку свой положительный настрой. По дороге в детский сад побеседуйте с малышом. Расскажите, какие красивые игрушки в детском саду, какие там хорошие дети, какая добрая  воспитательница, какие интересные занятия. После первых дней посещения детского сада,  вечером дома общаясь с ребенком,  расскажите ему добрую или весёлую сказку, например, про «детский садик зверят», расскажите, что когда вы были в его возрасте, то тоже ходили в детский садик, так как родителям надо было идти на работу. В общем, ваши положительные эмоции и  ваше положительное настроение по отношению к детскому учреждению обязательно хорошо скажутся на адаптации вашего ребёнка.
  • Облегчите задачу самообслуживания ребёнку. Главный принцип в выборе одежды – чем проще, тем лучше.  Удобная одежда  без мелких пуговиц и застёжек, удобная обувь на липучках.
  • Кроме удобной одежды малышу, необходимо прививать навыки самообслуживания. Эта одна из самых важных обязанностей родителей, про которую они часто забывают. Желание покормить ребёнка с ложечки, самому его одеть, чтобы было быстрее, высаживать по времени на горшок, всё это приводит к неподготовленности ребёнка к детскому саду. Навыки самообслуживания необходимо прививать ребёнку соответственно возрасту. Сейчас  много педагогической и психологической литературы, откуда родители могут черпать соответствующую информацию. Если вы собираетесь в ясельную группу, то в этом вам очень помогут воспитатели. К двум годам ребёнок уже должен проситься на горшок. С двух лет уже пора учиться чистить зубы, сморкаться в носовой платочек и т. д.

Адаптация ребёнка к детскому садикуЭто основные рекомендации, которые, надеюсь, помогут вам и вашему малышу преодолеть этот сложный период. Вы должны помнить, что это очень большое событие в жизни вашего ребёнка. Сложности адаптации – это лишь временные трудности и их необходимо  преодолеть для всестороннего и полноценного развития вашего малыша. Ниже вы найдёте дополнительные экспресс-советы для родителей, которые помогут вам сгладить трудности адаптации вашего ребёнка к детскому саду.

Экспресс советы для родителей:

  1. Всегда находите время на разговор с ребёнком, когда ему это необходимо.
  2. Старайтесь лучше познакомиться с детьми и родителями из группы малыша, чтобы помочь ему разобраться  в имеющихся отношениях  между детьми в группе и научить «правильно» общаться.
  3. Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, о его умениях и навыках самообслуживания. О его позитивных и негативных чертах характера. О том,  как вы справляетесь со слезами и плохим настроением своего ребёнка, что может его успокоить.
  4. Играйте дома с ребёнком в сюжетные игры, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни (укладывание спать, еда за столом, прогулка на детской площадке и т. д.).

Как должны реагировать родители на слёзы или капризы ребёнка?

  1. Ребёнок заранее должен слышать, что в детский сад ходят только большие и хорошие дети. Что он уже вырос, он уже большой, поэтому будет теперь ходить туда, как мама и папа ходят на работу.
  2. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка детским садом как местом, куда «ссылают» плохих и непослушных детей. Если в детском саду ваш ребёнок услышал чей-то плач и перепугался сам, то ему нужно объяснить, что этот ребёнок плачет, потому, что он ещё маленький, а ты у нас уже большой, поэтому такой смелый.
  3. Не надо брать с ребёнка обещаний и клятв в том, что он будет хорошо вести себя в детском саду. Помните о том, что маленький ребёнок часто не хозяин своему поведению, так как оно находится в этом возрасте во власти эмоций и чувств. Как бы он вам не обещал «не плакать» во время расставания с вами, вряд ли он выполнит своё обещание. Ругать ребёнка и укорять в момент слёз категорически нельзя!
  4. Не надо затягивать утреннее расставание с ребёнком. Если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателя, скажите, ребёнку, что вам нужно на работу, объясните, в какое время  его заберёте, и уходите.   Воспитатель сам примет меры, чтобы успокоить и отвлечь ребёнка.
  5. Дома заранее приучайте ребёнка к спокойному расставанию с вами. В игровой форме проиграйте ситуацию «мама уходит на работу». Поможет в этой ситуации обучение ребёнка игре в прятки.
  6. Оставляя ребёнка дома с близкими взрослыми, давайте  ребёнку простые  поручения (слушаться бабушку,  собрать игрушки к вашему приходу и т. д.). Придя домой спокойно расспросите малыша о его настроении, о том, чем он занимался в ваше отсутствие, выполнил ли ваши поручения?
  7. Не забудьте похвалить своего малыша, когда ваши расставания в группе начнут проходить без слёз.

Вот все основные рекомендации по адаптации вашего малыша к детскому саду.

Хотелось бы пожелать всем родителям принять правильное решение по поводу того,  отдавать ли своего малыша в детский сад и  в каком возрасте  ребёнка лучше это сделать?  Всегда необходимо помнить, что  каждый ребёнок  имеет свои индивидуальные особенности физического и психологического развития.  Вы можете выслушать мнение различных специалистов по этому поводу, но решение, конечно же, принимать именно вам, уважаемые родители! Но помните, что детский сад просто необходим малышу для общего развития в настоящем, для правильной подготовки к будущему походу в школу, для развития не только всех его познавательных процессов и коммуникативных навыков, но и становления личности ребёнка в целом. 

Доверьте вашего малыша педагогам и воспитателям, которые имеют большой опыт в общении с детьми и помогут вам в этот сложный период! Желаем вам успехов!

Статья психолога детского сада "Кубанское солнышко" А. А. Костоусовой для журнала "Семейные ценности"